СТИЛИ В ИНТЕРЬЕРЕ

АМПИР  


Ампир - высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд зародившегося во второй половине XVIII века классицизма.  Ампир - от французского «empiere», империя.

Великолепие и зрелищность - вот две главные характеристики ампира. Производство мебели в стиле ампир отличается от предшествующего стиля барокко тем, что в самом дизайне  мебели используются античные, в особенности римские архитектурные формы: колонны, пилястры, консоли, карнизы и фризы, используемые для членения передних сторон шкафов и комодов. Опорные части столов, кресел, стульев, диванов делаются в виде античных герм, сфинксов, гриффонов, колонн и львиных лап, заимствованных из развалин древнего Рима и раскопок Помпеи. В форме мебели используются прямоугольные, массивные, замкнутые формы, профили и выступы на ней редки.

Впервые в истории мебели важную роль стала играть фактура материала.

В предшествовавших стилях она скрывалась за нагромождениями резных украшений и различных шаблонов. На шкафах, секретерах, комодах и других предметов меблировки остаются большие плоскости филенок, обрамленных слабо выступающей обвязью рамы. Качество древесных пород теперь играет важную роль. Для изготовления мебели предпочтение отдавалось темно-красному дереву. Его гладкая поверхность украшается бронзой, золоченной через огонь, со строго симметричными узорами.

Отдельные детали покрыты резьбой.  На углах шкафов и комодов косяками служат античные колонны с бронзовой золоченой базой и капителью или отдельные фигуры крылатых побед («Ника»). Появились новые типы шкафов (горка, обработанный трельяжем книжный шкаф, состоящий из нескольких частей).
               
Другие новинки: узкий сервант, узкие витрины, круглые сервировочные столы, предназначенные для складывания фарфоровой посуды. Кресла принимают форму древнеримских. Передние ножки нередко идут прямо от подлокотников и представляют собой гермы; если же они заканчиваются около сиденья, то подлокотники поддерживаются резными фигурами львов, гриффонов, лебедей и других животных, или массивными завитками.

В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, строгая симметрия и полная уравновешенность частей. Лёгкость и изысканность предыдущей эпохи сменяет холодная торжественность, фантазию - холодный расчёт.
Полы настилаются паркетом, как правило, составленным из цветных пород дерева. Потолки окрашивают в белый цвет и отделывают по углам простым декором. Экономно введённые в колорит интерьеров светлые тона и пятна позолоченной бронзы несколько смягчают строгость линий и суровость белого.

Но главную странность интерьеру в стиле ампир придавали зеркала, которых было необычайно много. Кроме привычных мест - над камином, между окнами - они появлялись над кроватями, на створках дверей, прятались у пола между ножками мебели. Посреди будуара ставили зеркало-псише, похожее на арку в человеческий рост. Из отдельных зеркальных отражений складывался целый иллюзорный мир.

Кровать в стиле ампир была своего рода роскошным пьедесталом, возвышавшим человека над остальным миром, что наилучшим образом соответствовало духу наполеоновской эпохи. На высоком постаменте из красного дерева возвышалось ложе, увенчанное пышным балдахином. Оно стояло вдоль стены (а не перпендикулярно к ней, как в XVII- XVIII вв.) и не имело обычных ножек, а опиралось на кубы или сплющенные шары. Ложе "охраняли" сфинксы или львы, вырезанные по углам.



АНГЛИЙСКИЙ СТИЛЬ

Английский стиль (Викторианский) строгий и в определенной мере консервативный, традиционно считается образцом изысканности, элегантности и хорошего вкуса.

В английском интерьере присутствует обилие натурального дерева и текстиля, массивные двери и большие окна, уютные ковры и роскошные шторы, широкие деревянные лестницы и  камин. Камин является обязательным элементом интерьера в английских домах. Высокий, можно до потолка, облицованный натуральным камнем или резным деревом, камин представляет собой центральную деталь, вокруг которой строится интерьер помещения.

Для оформления стен классической английской гостиной наиболее часто используются панели из натуральной древесины или плотные обои в традиционную полоску или мелкий цветочек. На потолке – лепнина, а пол покрывается паркетом. Цветовая гамма может быть самой разнообразной – от теплых оттенков желтого, красного, золотистого, до холодного голубого, зеленого, серого.

В английском интерьере важную роль играет текстиль, а такие элементы декора как портьеры, декоративные подушки на диванах и креслах, пледы являются обязательным атрибутом гостиной.

Мебель в гостиной должна быть выполнена из натуральной древесины, чаще всего применяются дуб, орех, красное дерево, ясень, тис.

               
Кроме того, предметы мебели отличаются особой изысканностью – изящные ножки, искусная резьба и инкрустация, а в качестве обивки используются исключительно натуральные ткани.
Обязательным предметами декора являются ковры, картины, изделия из фарфора и серебра, хрустальные люстры, подсвечники, абажуры из ткани, пара настольных ламп, миниатюрные вазочки с букетами из засушенных цветов.

Для английской спальни характерно большое количество подушек и перин. Достаточно часто используется балдахин.

Основой дизайн кабинета являются деревянные панели, обивка из натуральной кожи, зеленая цветовая гамма и респектабельная мебель из темного дерева. Кроме массивного вместительного рабочего стола, придающего помещению солидность, в кабинете обязательно присутствуют книжные шкафы, в которых располагается богатая библиотека.
Мебель для кабинета выполняется из натурального массива. При этом ее или лакируют, или натирают воском, стараясь как можно меньше подвергать поверхность обработке.

Мебель в английском стиле архитектурна: на мебели есть карнизы и пилястры, латунные ручки красивой формы, холл украшают щитки замочных скважин.



АНТИЧНЫЙ СТИЛЬ


Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима. Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания. Античный стиль всем нам известен великолепными памятниками Древней Греции и Рима, памятниками архитектуры, скульптуры.  Колизей, триумфальные арки, колонны, цилиндрические своды, прекрасные скульптуры знатных людей, богов, богинь, удивительная художественная роспись привлекают своей гармоничностью и для многих являются эталоном для подражания.

Внутренние помещения были украшены настенной живописью и облицовкой. Полы чаще всего были мозаичными, позднее - покрывались коврами. Расписной кессонный потолок дополнялся рельефными изображениями, большими вазами с рисунками, тапаграми (маленькими терракотовыми статуэтками).

Оригинальная греческая мебель не сохранилась, но сохранились рельефы и рисунки на вазах. Формы стульев просты и послужили образцами для последующих стилевых форм.

Наряду с простыми рабочими столами имелись и обеденные низкие трапециевидные столы на трех ножках (в виде звериных лап). Материалы: дорогая древесина и бронза.
               
В обстановку жилища входили также маленькие сундучки. В III веке до н.э. в Греции появилась мебель из бронзы, отделанной золотом, серебром, с мягкой обивкойДля греческой орнаментики характерны как фигурные и растительные, так и геометрические и архитектурные элементы. Характерный орнамент - спиральный, а также волнистая линия. В архитектуре использовались колонны дорического, ионического и коринфского ордеров, а также скульптурные портреты знаменитых людей, рельефы и барельефы на каменных плитах. Цветовая гамма: цвета слоновой кости, оттенки золотого, звонкий желтый, синий и зеленый, оттенки красного (терракотовый), черный.

Планировка квартиры в античном стиле должна выглядеть таким образом, чтобы главное помещение получилось в виде прямоугольного зала, по периметру которого расположены остальные комнаты. По краям холла поставить гладкие колонны с капителями в виде лотоса. На них опереть балки прямоугольной формы. Потолок простой формы, по периметру рельефный карниз с растительным орнаментом или сложный многофигурный барельеф. В нишах на стенах размещаются вазы и скульптуры. Стены античных интерьеров отделываются "диким" камнем и различными видами декоративной штукатурки "под старину". Также органичны росписи на стенах, причём для каждой комнаты желательно выбрать оригинальный сюжет. Входные и межкомнатные порталы необходимо оформить наподобие портала, отделав их плиткой под натуральный камень или покрыв венецианской штукатуркой.




АР-ДЕКО



Ар-Деко - стиль звезд, зародившийся в Париже (1920-1940). Art Deco - первый стиль новой эпохи ХХ века, унаследовавший все стремление к новаторству Модерна. Стиль Ар-Деко отрицает аскетизм, сознательно ориентирован на прошлое, стремится к роскоши и воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусств.

Интерьер ар-деко современно и необычно сочетает восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалы вместе с новыми шедеврами искусства первой половины ХХ века, особое предпочтение, отдавая кубизму. Это скорее не композиция, а сумма отдельных составляющих.

Стиль ар-деко использует самые разные декоративные элементы в интерьере, яркие и смелые и одновременно исключительно подобранные цветовые сочетания.
     
Для интерьера ар-деко характерны прямые и ломаные линии, четкость и графичность форм. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах. Особенно ценились дорогие экзотические материалы: слоновая кость, черное - эбеновое дерево, перламутр, бриллианты, шагреневая кожа, даже шкурки ящериц и кожа крокодила.

Ар-деко использует кленовый массив, ясень, розовое дерево, пальмовое дерево проко, древесину мадроньи. Причудливая игра цветов: цвета слоновой кости, насыщенные коричневые тона, все оттенки золотого. У стиля  масса источников: рисунки кубистов, искусство американских индейцев, современный автомобильный и авиационный дизайн.









АР-НУВО




Моде́рн (от фр.moderne— современный), ар-нуво (фр.art nouveau, букв. «новое искусство»)— художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX— начале XX века. Стиль ар–нуво относится к стилю модерн, точнее является его частью. Из-за этого Ар–нуво воспринимают несерьезно и больше обращают внимание на модернистский стиль, что несправедливо. Стиль ар–нуво заслуживает отдельных лавров и повествования. Ар–нуво означает декоративно–орнаментальный стиль и, как это ни странно, был заимствован из японского искусства. Дизайн интерьера в стиле ар–нуво скорее всего очень понравится любителям природы. Этот стиль приветствует интерьер, где все элементы кажутся как бы природными, естественными, а не сделанными и придуманными человеком. Об этом говорит отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре). Особенности ар-нуво, как и модерна, это плавные, волнистые линии и формы по образцу органических растений (водные растения, магнолия, лилия), также лебедь, аист, пламя, развевающиеся волосы и т.п.

Линия является основой орнамента, выполняя стилеобразующую функцию, становясь воплощением красоты. Главной отличительной чертой этого стиля выступает декоративность, а ее основой уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Особенностями этого стиля являются природные и растительные мотивы и органичное слияние конструктивных и декоративных элементов интерьера. Это и вьющиеся растения, и изображение женских фигур со струящимися волосами.

Сложной является и конструкции крыш: складчатые, изломанные, растресканные, изогнутые, висячие и в виде оболочки. На основе изогнутых линий они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность ар-нуво.

В рисунках и расцветках интерьера в стиле ар–нуво преобладают цвета, которые существуют в природе и рисунки – геометрические фигуры, формирующие природные образы. Это могут быть зигзаги, треугольники, овалы и т.д. Особое предпочтение отдается кругу. «Символ солнца» можно встретить в этом стилевом дизайне интерьера намного чаще, чем другие фигуры.
     
Наиболее яркое выражение этот стиль нашел в архитектуре и внутренней отделке загородных домов и таун-хаусов. В таких домах все до мелочей выдержано в едином ключе. Одним из характерных приемов в дизайне является сочетание контрастных фактур и материалов - например, дерева и камня, черепицы и гладкой штукатурки. Стилизованный растительный орнамент модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Параллельно развивается конструктивная линия в мебели, где элемент декора сведен к минимуму. Корпусная мебель, изготовленная из красного дерева, эбена, вишни, декорируется матовым цветным стеклом, резьбой, зеркалами, вставками из слоновой кости, перламутра и т.д. Стулья и кресла – с изогнутыми ножками и спинками с флореальным орнаментом. Для обивки мягкой мебели используется атлас и шёлк. 

Линии в ар-нуво, как и в модерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент; ему присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала.

 Символом стиля является цветок цикламена – знак новой жизни. Изысканность интерьеру придают цвета и фактуры облицовок, кованый чугун, оконные и дверные витражи. Витражи – знаковое явление модерна, представляют собой не абстрактную, а фигурную живопись по стеклу.
Для облицовки пола и стен используется керамическая плитка с геометрическим или флористическим орнаментом. Для оформления стен также применяются обои с рисунком (вертикальная полоска), декоративная штукатурка, сочетание шёлка или краски сверху и деревянных панелей снизу.

На пол может настилаться деревянная доска или наборный паркет с характерными изогнутыми элементами. Популярны также многоуровневые полы – с подиумами и ступеньками.

Используемые светильники имеют плафоны в форме раскрывшегося цветка или бутона, потолочные – часто подвешиваются на кованом каркасе, который украшен железными листьями или повителью.

Цветовое оформление – неяркие приглушённые тона светло-зелёного, лилового, жемчужно-серого и насыщенные золото и охра. Главная деталь модерна – натуральное дерево. Но особенной популярностью в этом стиле пользуется камень и гипс, являющиеся частью природы.


  

БАРОККО



Барокко (итал.barocco— «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca— «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»)Стиль барокко появился в XVIXVII веках в Италии.

Основные элементы барочного стиля, так же, как и ренессансного, восходят к античности; главное же, что отличает барокко, - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий.  Архитекторы решают крупные градостроительные задачи и строят роскошные дворцы, призванные символизировать власть абсолютного монарха (напр., Версаль). Виллы, дворцы включаются в грандиозные парковые ансамбли.  Деревья и кусты стригутся в виде правильных геометрических форм. Искусство барокко, для сильных мира, сего служило средством самовосхваления перед критически настроенным, неспокойным народом. Отсюда и неизбежное тяготение ко всему чрезмерному, к слишком громким интонациям, к нагромождению форм, портящему впечатление.

Парадные интерьеры дворцов выдержаны в нормах ордерной архитектуры, но детали, как правило, более динамичны по рисунку и более дробны. Стены затянуты дорогими тканями, а потолки благодаря иллюзионистическим, перспективным эффектам покрывающих их росписей уводят взор в необъятные небесные просторы, с плавающими в них розовыми облаками и порхающими амурчиками. Весь этот праздничный декор, с зеркалами, венками, раковинами, головками купидонов и пр., повторяясь из зала в зал, славит власть и богатство.

Плавные геометрические линии Ренессанса сменяют динамичные овалы, спирали и другие более сложные и запутанные очертания. Спокойная гладь поверхности предметов нарушается выпуклостями и вогнутостями, линии изламываются, искривляются. Так по необходимости возникает интереснейший приём отделки мебели: деревянный мозаичный набор, когда для формирования изогнутых поверхностей склеивали кусочки фанеры. Шероховатости и неровности, неизбежно при этом возникающие, шлифовались и покрывались лаком. Отсюда - обилие в барочной мебели лаковой работы.

В эпоху барокко архитектурные формы в мебели применяются без особой строгости и последовательности: изогнутые, очень пластичные поверхности предметов, крученные колонны, богато профилированные карнизы и рамки. Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны. Геральдические гербы, амуры и виноградные лозы насыщали не только фасады, но и элементы декора интерьеров. Вместо дуба мебель теперь часто изготавливается из ореха, более пригодного для резьбы и полировки. В Италии мебель особенно любят покрывать яркими росписями и лаком, вводят в декор позолоту и инкрустацию зеркальными пластинками.

     
В зданиях стиля барокко вестибюль должна украшать парадная мраморная лестница, над ней находится плафон потолка, который раскрашивается яркими красками. Чаще всего напротив лестницы устраивался специальный балкон для оркестра, который исполнял в честь гостей соответствующую музыку. Во дворцах стиля барокко парадные залы обычно устраивались на втором этаже. Между помещениями находятся узкие галереи, которые украшаются коллекциями произведений искусства – картинами, скульптурами, изысканными вазами на вычурных подставках. Окна этих галерей обычно выходят в парк.

Роскошь и великолепие интерьера стиля барокко усиливает соответствующим образом оформленная мебель. Элементы декора этого стиля внушительны по объему, в них часто применяется резьба, металлические накладки из бронзы и благородных металлов, а также мозаика из различных пород дерева (интарсия).Эпоха барокко оставила потомкам такой предмет, как шезлонг (chaislonge – «длинный стул», на котором можно сидеть и лежать, а также так называемые канапе –кушетки на шести или восьми ножках. Варианты кроватей с различного вида балдахинами часто украшали султанами из перьев страуса. Ложе опиралось на скульптуры в виде женских торсов, в ногах ложе опиралось наподобие античных ваз. На смену царившим в эпоху Возрождения сундукам (кассоне) в эпоху барокко пришли комоды, книжные шкафы и бюро.

Материи в интерьере стиля барокко уделялось особое внимание.  Так же, как и в средневековье, широко распространены шпалеры (гобелены) – тканые ковры без ворса, которыми занавешивали стены дома. Кроме шпалер, для усиления впечатления роскоши, для отделки интерьера часто использовали глазет (известный нам под названием парчи). При помощи этой материи оформляли стены, окна и двери, мебель. Будуары украшались шторами – плотными полотнами со сложным тканым рисунком.  престижным был бархат – эта ткань считается наиболее характерной для стиля барокко.  Кроме того, к концу семнадцатого века в моду вошла материя с рисунком, на ней изображались  восточные пейзажи, красочные птицы и цветы.

Использовались канделябры и жирандоли, шандалы и подсвечники. Название «люстра» в переводе с французского обозначает «блеск», - этот тип светильника  является самым эффектным из всех источников света для интерьера дворцового стиля.

  

ВИНТАЖ


Стиль винтаж попал к нам из Франции и быстро распространился на многие направления в искусстве: музыку, моду, дизайн интерьера. Последнее направление, к слову, появилось не так давно, но уже достаточно уверенно отвоевало серьезные позиции в дизайнерских решениях.

Винтаж обладает такими несомненными качествами как женственность, элегантность, и, подобно патине на старинных медных подсвечниках, содержит в себе непередаваемое очарование старины. Для воплощения этого стиля требуется не только старинная мебель, ткани или посуда, но и особый подход мастера. Не каждый дизайнер возьмется за подобную работу, тут нужен специалист высшего уровня.

В настоящее время винтаж стал очень популярным, поэтому ряд производителей стараются продавать мебель, искусственно состаренную. Во многих магазинах можно увидеть слегка потертые металлические предметы быта, деревянные поверхности с потрескавшейся краской и легкой сеточкой трещин и слегка позеленевшую медь.

Что любит винтажный интерьер

В нем обязательно должно быть большое количество элементов декора. К примеру, элегантно и достойно будут смотреться зеркала в старинных рамах, ткани с узором под старину, соответствующая посуда (она вполне может быть настоящей старинной), вазы, часы, даже статуэтки и другие вещи. Главное — не допускать аляповатости и перегруженности несоответствующими деталями. Важно создать определенный ансамбль, отвечающий задуманному настроению эпохи.

Цветы, цветы, цветы

Винтажный интерьер благосклонно идет навстречу живым и искусственным цветам. Это могут быть и собранные в букеты полевые ромашки, и тепличные розы. Композиции ставятся в хрустальные и металлические вазы, если брать сухоцветы, то им подойдут керамические вазы или корзины из лозы. Но нужно все оформить так, чтобы букет не выглядел как произведение искусства, а смотрелся слегка небрежно, словно его только что потрепало на ветру. Для придания соответствующего настроения можно добавить к цветам бабочек, а также ягоды. В целом все должно выглядеть так, словно случайно оказалось в это время и в этом месте, отражать романтичность и простоту жизни.

Цветовая гамма

В ней должен быть один центральный цвет, вокруг которого выстраивается вся композиция. Обычно винтажный интерьер благоволит белому, бежевому, светло-сиреневому и другим светлым оттенка от серо-голубых до серо-зеленых.

Различные винтажные материалы

Полы, стены, потолки — все должно подчиняться единому замыслу. Потолки, к примеру, должны быть только натуральными. Нельзя использовать натяжные варианты или гипсокартон. Особенно хорошо, если на нем будут трещины, неровности, которые придадут определенное настроение и шарм интерьеру.
     
Пол также делают натуральным или кладут паркет. Прекрасно подойдет и искусственно состаренная плитка. Трещины, сколы, потертости также допустимы, но во всем должна быть мера.

Стены в винтажном интерьере могут быть двух видов: однотонные или с узорными обоями. Если решите оставить их чисто белыми, тогда важно уделить особое внимание соответствующей мебели и сопутствующими аксессуарам. Здесь есть определенная закономерность, чем элементов оформления больше, тем меньше должно быть цвета.

В то же время обои могут стать тем самым ключевым моментом, от которого «развернется» остальное оформление. Их цвет позволит придумать другие детали интерьера. В основном различают три разновидности винтажных обоев:

·         Нежные пастельные тона с рисунком из птиц, цветов, бабочек. Кроме того, в этой группе допустимо использовать утонченные рисунки, вроде японских мотивов, где простота и глубокий смысл идеально сочетаются.
·         Обои с крупным и контрастным рисунком. Тут прослеживается прямое заимствование из модерна. Однако в нем такая расцветка идет на одну стену, а остальные остаются однотонными. Винтаж расширил использование этих материалов и при этом стиле отделываются одинаково все стены.
·         Классический изящный рисунок, не очень контрастный, светлых тонов.

Винтажная симметрия

Настоящие винтажные интерьеры тяготеют к симметрии. Это касается не только самого оформления декора, но и планировки деталей. Мебель располагается определенным образом и должна подчиняться определенному стилю. Сюда органично впишется все то, что давно лежит на чердаках и в подвалах. Старые зеркала, потрепанные обеденные столы, комоды, сундуки — все подходит! В ряде случаев хороший результат дает искусственное состаривание, нанесение потертостей, царапин, имитация трещин.

Умеренность

Одним из секретов удачного винтажного дизайна является то, что не обязательно оформлять в едином стиле весь дом. Достаточно просто одной комнаты ­— это может быть кабинет, гостиная или спальня. Кроме того, даже один винтажный предмет может создавать целое настроение в кухне или гостиной. Это может быть прялка, утюг или старинный чайник.

Винтажный стиль дает возможность создать определенное настроение, подчеркнуть индивидуальность, не потратив при этом значительных финансов, поскольку все это доступно и просто!




ГОТИКА


Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше —   вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

Характерными элементами готического стиля становятся стройные колонны, сложные формы сводов, винтовые лестницы, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды, оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. Появляется портретная живопись маслом и гравюры по дереву. Живопись и скульптура выразительны и экспрессивны.

Потолки обычно деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; встречается декоративная роспись на потолке.

Центр интерьера в готическом стиле - богато оформленный камин или кафельная печь.

Особую стилистическую заданность интерьеру, придает использование витражей в традиционной для готике цветовой гамме, при чем витражи можно использовать как в окнах, так и на глухих стенах с внутренней подсветкой.
     
Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла. Одним из наиболее распространенных приемов изготовления мебели была рамочно-филеночная вязка. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины — дуб, орех, а на юге и на востоке— ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.

В формообразовании тяжелой и неуклюжей мебели доминирует копирование в дереве церковной архитектуры. Типичные мебельные изделия: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках.

Основные материалы: камень, мрамор, дерево (дуб, орех, ель, сосна, лиственница, кедр европейский, можжевельник).

В декоре использовалась плиточная мозаика, майолика; сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина подчас расписывалась и покрывалась позолотой. Было принято использовать в орнаменте гербы.

Цветовая гамма: красные, синие, желтые, коричневые оттенки, золотые и серебряные нити, а также пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки.






КАНТРИ


Слово «кантри» означает сельский (деревенский), а родиной этого стиля является Англия. Кантри, как ни один другой дизайнерский стиль, несет в себе духовность и народные традиции. Несмотря на то, что основные принципы стиля сложились давно, кантри и сегодня может выглядеть достаточно современно, главное отказаться от излишней декоративности и вычурности, поскольку основное в стиле – это естественность, изысканная простота и функциональность.

При оформлении помещения в стиле кантри используются натуральные материалы, как при строительстве, так и внутренней отделке. И в первую очередь, конечно же, древесина. Цвета  используются  – натуральные и светлые: голубой, зеленый, розовый, разные оттенки желтого, золотистый и другие. Поскольку кантри является экологическим стилем, то стены можно покрасить в однотонный цвет, поклеить бумажные обои с неброским цветочным рисунком, отделать штукатуркой (обычной, декоративной или с сочетанием кирпичной кладки). Стены, кроме того, достаточно часто украшаются бордюром, также можно нижнюю часть стены оформить декоративной панелью (деревянной либо под цвет обоев). В качестве покрытия пола используются деревянные доски или массивные половицы, плитка, декоративный и натуральный камень.

     
При создании интерьера в стиле кантри используется и металл, только не блестящий и хромированный, а наоборот состаренная латунь и бронза. Особенно органично будут выглядеть изделия, выполненные ручной ковкой. Настоящий английский сельский дом невозможно представить себе без камина. Вокруг камина расставляется плетеная мебель: кресло-качалка, разного вида диванчики, легкие столики, плетеные стулья, кресла. Плетеная мебель – это изюминка интерьера в данном стиле.
В интерьерах используется много тканей, что придает необыкновенную мягкость, комфортность и душевность. Разного размера и расцветки подушки на диванах, чехлы на стульях и креслах, покрывала, скатерти, салфетки, шторы, занавески  с рюшами и оборками,  абажуры из ткани – все это элементы стиля кантри. Предпочтение, конечно, отдается натуральным тканям, таким как лен, ситец, шерсть. Этот стиль очень ценит ткани в клетку и полоску.

И, конечно же, нельзя забывать о таких важных деталях как живые цветы и букеты из сухих растений, картины, фотографии, старинные книги, антикварные настольные лампы, посуда, изделия из керамики и фарфора, плетеные украшения и многое другое.




КИТЧ

Китч (в другом звучании – кич) переводится с немецкого как безвкусица и дешевка.  Стиль, отрицающий все предыдущие достижения и ставящий под сомнение будущее. Он рождается из-за чрезмерного богатства или пресыщенности, любви к эпатажу или, наоборот, от вопиющей, бросающей вызов бедности. В основе китча лежит стремление человека «пустить пыль в глаза», показаться богаче и солиднее, чем он есть на самом деле. Если раньше, до появления массового штампованного производства, осуществить это было достаточно сложно, то на рубеже 19-20 веков такая возможность появилась. На рынок выплеснулась масса дешевых подделок под дорогие респектабельные вещи, с помощью которых наивные потребители кинулись сооружать у себя дома «богатые апартаменты».
     
Идея оказалась настолько проста и эффективна, что любители внешних эффектов с удовольствием пользуются приемами китча по сей день.

В обычной жизни намеренно поддерживаемый стиль китча – достаточно редкое явление, которое, как правило, свидетельствует о своеобразном чувстве юмора хозяина дома. Собирая предметы с китчевой атрибутикой (к ней относятся сердечки и надписи «I love», звездочки, бантики и розы, котята, Микки Маус и другие персонажи мультиков).




















КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ


Термин «классицизм» происходит от латинского classicus – образцовый, норма, порядок. Обычно различают классицизм XVII в. и XVIII - нач. XIX вв. (последний часто именуется неоклассицизмом). Простые и четкие формы античного искусства принимаются за образец для подражания. Классицизм именуют "стилем Людовика XVI", и ему довелось стать последним "королевским стилем", когда влияние двора распространялось на все области искусства вплоть до стиля мебели. В середине 60-х годов XVIII в. убранство помещений стало простым и строгим. Яркий пример - интерьеры покоев Людовика XVI в Версале. Если в эпоху рококо даже большое помещение должно было производить впечатление будуара, то здесь декораторы стремились к обратному эффекту - они создавали иллюзию большого, масштабного пространства независимо от реальных размеров комнат. Вместо прихотливых по форме часов и подсвечников, сложной по рисунку лепнины появились беломраморные медальоны с античными профилями, строгие пилястры и полуколонны.

Предметов мебели здесь немного, но все они устойчивы и просты. Капризные и пластичные формы рококо постепенно "успокаиваются": линии выпрямляются, начинает господствовать ясность и гармоничность пропорций, равновесие частей. Декор сводится к самому необходимому. В классицизме мебельные ножки несут функцию опорных конструкций. Они выпрямляются и уподобляются суживающимся к низу колоннам. Конструктивному принципу следует и декор, линии которого послушно повторяют очертания предмета. Мягкие элементы стульев и кресел обиваются тканями с цветочным орнаментом.

В декоре преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужин, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, фестоны. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зелёный) в сочетании с лёгкой позолотой отдельных деталей.  Одним из важнейших предметов обстановки был секретер с приподнятым на высокие ножки кубическим корпусом. В завершение нельзя не упомянуть об английском классицизме, который был не столь суров, как во Франции. Здесь законодателем классицистического вкуса стал Роберт Адам (1728-1792). Один из наиболее известных его интерьеров - приёмная в доме Сайон-хаус, украшенная колоннами из голубого мрамора и скульптурами наверху.

Стволы этих колонн подлинные античные, но они здесь не поддерживают потолок, а просто приставлены к стене, придавая комнате величественный вид. Наблюдается широкое использование античного наследия (формы, мотивы) и одновременно происходит совершенствование барочного и ренессансного стилей. Становится обязательной симметрия. Начитает применяться технология маркетри, сокращается использование золота и бронзы.

Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка.

     
Очертания спинок становятся строже, в их декор вводятся античные мотивы греческие и римские – мечи, шлемы, щиты, а также египетские: изображения сфинксов в декоре мебели; ножки стульев и столов по-египетски сужаются книзу. Популярен белый цвет.  Цветовое решение интерьера это спокойные благородные тона, сочетание светлых пастельных - кремовых, бледно-желтых, чуть зеленоватых - стен с теплыми коричневыми тонами благородного дерева паркета и мебели. Ванная комната в классическом интерьере оформляется в теплых оттенках бежевого цвета и смотрится очень торжественно. Позолоченные краны, стены и пол отделаны мрамором. Классический декор мебели выдержан, например, в английском стиле: натуральная латунь, выложенная вручную мозаика из кусочков дерева разных пород, патинированные зеркала. Строго и изящно смотрятся узкие вертикальные витрины, стулья из розового дерева и ореха. Классический интерьер в современном варианте - спокойный, респектабельный, где нет нагромождения деталей и суеты, где каждый элемент кажется особенно значимым, а пространство квартиры воспринимается как гармоничное целое.

Классический стиль отличают симметричность в создании композиции, правильные геометрические формы и линии, утонченный и изысканный декор, дорогие натуральные материалы. Лаконизм и величие, строгость и роскошь, спокойствие и основательность – все это неотъемлемые черты классического направления. Для внутренней отделки активно применяют такие архитектурные элементы как колонны, ниши, арки, фризы, пилястры, лепные карнизы. При декорировании помещений используется лепнина и позолота, а резные детали из натуральной древесины, природного камня и металла украшают не только интерьер, но и мебель. В качестве отделки для стен в классических интерьерах чаще всего применяют обои, деревянные панели, шелковую ткань, гобелены, различные виды драпировок. Кроме того, на стенах и потолке будет актуальной художественная роспись. Непременным атрибутом стиля является паркет – наборной или штучный, но обязательно из ценных пород древесины. Классические шторы, состоят их трех составляющих – тяжелых плотных штор, легких прозрачных гардин или вуали и ламбрекена. Используют бархат, шелк, атлас, парчу, хлопок.  Кроме того, в классическом интерьере обязательно используются драпировки, кисти, бахрома, декоративные шнуры, ленты, кружево, подхваты. Все эти элементы могут украшать не только шторы, но и чехлы для мебели, декоративные подушки, скатерти, абажуры.

Кроме люстры, в классике очень популярны светильники в виде свечей, интимные бра, торшеры, а также скрытые светильники, которые удобно располагаются в нишах или за карнизами. Камин и зеркала, живописные полотна и скульптуры, бронзовые подсвечники и изящные вазы – все эти элементы декора обязательно должны присутствовать в классическом интерьере




КОНСТРУКТИВИЗМ



Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920— нач. 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма— фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени. Его развитие называют естественной реакцией на изощренные флореальные, то есть растительные мотивы, присущие модерну, которые довольно быстро утомили воображение современников и вызвали желание поисков нового.

Кризис модерна наступил довольно быстро и уже в конце первого десятилетия века начинает вытесняться новым стилем: конструктивизмом. В основе этого нового движения в европейской архитектуре и художественной промышленности лежала эстетика целесообразности, предполагавшая рациональные, строго утилитарные формы, очищенные от декоративной романтики модерна.

       Жилой дом начинает трактоваться как "единая форма", не терпящая никакого декора. Развитие идет в сторону полной "вещности": от форм, порожденных фантазией художника, к "необходимым", "истинным" или "чистым" формам. Конструктивизму свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм, очищенных от романтического декоративизма модерна. Создается мебель простых, строгих, удобных форм. Функция, назначение каждого предмета предельно ясны. Никаких буржуазных излишеств. Простота доводится до предела, до такого упрощения, когда вещи – стулья, кровати, шкафы – становятся просто предметами для сна, сидения. После окончания Первой мировой войны конструктивизм в мебели завоёвывает важные позиции, опираясь на авторитет архитекторов, чьи новаторские сооружения служили подчас своими интерьерами для демонстрации мебельных экспериментов. По сравнению с предшествующими стилями, например Барокко и Ампиром, Конструктивизм выделяется отсутствием лепного декора. Широко используются встроенные ниши, подсветки. Мебель в стиле Конструктивизм отличается мобильностью и функциональностью. Стиль Конструктивизм в интерьере вполне лаконичный и ясный, но не лишенный непредсказуемости и ярких художественных решений.




ЛОФТ


Лофт — тип жилища, переоборудованное под жильё помещение заброшенной фабрики, другого здания промышленного назначения. Слово loft означает «чердак», в США так называют еще и верхний этаж торгового помещения или склада, но сам стиль может присутствовать практически в любом помещении. «Лофт» имеет чисто американское происхождение и берет свое начало от фабричных построек, складов и мастерских. Идея использования заброшенных мануфактур под жилье и рабочие помещения возникла уже в сороковых годах в фабричном районе Манхэттена. Тогда цены на землю в центре города поползли вверх, — промышленные предприятия стали выводить на окраины. Освободившиеся площади охотно занимали люди искусства, привлеченные как функциональными характеристиками жилья (высокие потолки, хорошее освещение). Пройдя путь от мастерской до стильного помещения, лофты оказались на пике моды к 1950-м годам. Именно здесь сосредотачивается артистическая жизнь Нью-Йорка. Модные художники открывают в лофтах свои галереи и студии. Хрестоматийный пример — «Фабрика» Энди Уорхола. Вскоре за оригинальным жильем окончательно закрепился статус элитного.

     
Снимать большие площади в историческом центре города, в зданиях уже близких к тому, чтобы за давностью лет получить статус памятника архитектуры, молодым художникам оказалось не по карману. Их место заняли успешные адвокаты и финансисты.

«В лофтах сохранены детали из промышленного прошлого - балки, трубы, бетон и кирпич придают «фабричному» жилью особый стиль. Зайдя в такое помещение, можно разглядеть его противоположный угол, поскольку обычно изолируются только спальня, санузлы и подсобные помещения. Пространство служит фоном для оригинального убранства, где обычно преобладают металл, стекло и пластик. Стены – максимально просто, без излишеств. Состаренная кирпичная кладка считается особым шиком». Особую ценность лофту придают детали, унаследованные из прошлой жизни здания: трубы, вентиляция, не спрятанная в стены, стены без отделки из грубого кирпича.



МИНИМАЛИЗМ


Минимализм— самый яркий и самый спорный стиль второй половины XX века.

Современный интерьер в стиле минимализма можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов, функциональность. Самым важным при создании таких интерьеров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света, когда кажется, что светятся сами стены и потолок, много воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и простора, помещение по возможности освобождается от внутренних перегородок. Большие окна, насыщая пространство светом, соединяют жилье с окружающим миром, делая его частью интерьера. Основные черты стиля минимализм это пространственная свобода: малое количество мебели и аксессуаров, зонирование пространства, многоуровневое освещение.

     
Цветовая палитра светлая, основанная на игре полутонов, много белого цвета, графично подчеркнутого черным или серым. Палитру дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла. Простые природные отделочные материалы, зачастую необработанные, с грубой фактурой: кирпич, бетон, дерево или штукатурка. Простые формы и линии, практически нет декора на окнах и стенах.

В интерьере, выдержанном в минималистском стиле очень важно чтобы все поверхности были идеальными. А для большей выразительности помещения применяют асимметрию, монохромные цвета, а также необычные, но простые и понятные предметы и образы. Больше всего приветствуются правильные геометрические формы в виде шара, куба или прямоугольника.
Поверхности, такие как пол, стены, потолок имеют строгие четкие линии и выполняются с использованием трех наиболее характерных для стиля цветов: белого, серого и черного.




ПРОВАНС





Прованс — это своеобразное прочтение стиля «кантри» на французской земле. Название совершенно не случайно, поскольку именно в интерьере этого направления воплощается дух провинциальной Франции. Характеризует этот стиль деревенская наивность, уют и своеобразная простота.

Прованс в квартире и в доме

Добиться аутентичного воплощения задуманного в гостиной, спальне или на кухне городской квартиры не так просто. Придется продумывать тысячи мелочей и  работать очень скрупулезно. А вот что касается обычного домика в деревне или просто загородного жилья, то здесь все намного проще, прованский дизайн приживется здесь как родной. Особенно органично его можно воплотить в жизнь в коттеджах, виллах, особняках на юге. Впрочем, даже небольшое пространство при содействии умелых дизайнеров вполне реально превратить в уютный прованский уголок.

Композиция цвета, материалов, мебели

В прованском стиле выделяются обязательные черты оформления, среди которых каждая мелочь играет свою неповторимую роль.

Особе внимание стоит уделить колористике. Стены и потолки чаще всего выполняются в светлых, пастельных тонах, часто белых.

Материалы тоже имеют свое значение. Для воссоздания деревенской простоты органично подойдет грубая штукатурка, а также не слишком обработанное дерево.

Мебель такая же деревянная. Окрашивается обычно в светлые или яркие луговые оттенки, цвета морской волны, лаванды, бирюзы. С помощью такой игры цвета легко добиться ощущения вечного лета и южно-французского зноя.

В ладу со стариной

Особе внимание в оформлении прованского стиля стоит обратить на эффект состаренных вещей. Если нет возможности приобрести настоящие изделия, можно добиться подобного при помощи искусственного старения. Главное, чтобы все предметы интерьера несли на себе отпечатки времени — сколы, трещины, потертости. Недопустимо использование слишком изысканных и изящных вещей, поскольку задача добиться ощущений именно деревенского стиля жизни, грубоватой простоты и непритязательности в обстановке.

     
Важно помнить, что все металлические элементы должны лишь дополнять деревянные части, придавая им солидность. Но и первое, и второе обязательно несет на себе груз прожитых десятилетий. Все части мебели должны иметь вид «под старину».

Использование тканей также подчиняется общему замыслу. Это должен быть простой текстиль из хлопка с набивным рисунком с мотивами цветов, деревьев, трав.

Окна

О них стоит поговорить отдельно. Самое правильное, что вы можете сделать для воплощения в жизнь прованского стиля, это установить окна больших размеров, от пола до потолка
Именно в этом заключается настоящий деревенский французский стиль. Впрочем, если нет возможности что-то вставить помимо обычного стеклопакета, то спасет ситуацию обрешетка. Кроме того, сама рама должна имитировать дерево. И обязательно используются драпировки тканями, они обычно светлые или в мелкий цветочек. На подоконнике нужно поставить цветы, это подчеркнет общий замысел.

Основной замысел

Стиль Прованс подойдет любителям простых и в то же время оригинальных решений. Как уже было сказано, идеально он будет воплощен в загородном домике. Атмосфера непринужденности, отдохновения от забот, расслабление под сенью природы — все это сочетает в себе прованский дизайн интерьера, который может воплотить в жизнь только настоящий мастер!

Отличие от винтажа

В общих чертах между винтажем и провансом много общего. Здесь и стилизация под старину, и использование антикварных вещей, а также цветовое оформление.

Однако ключевое различие направлений заключается в том, что прованс направлен на создание спокойной и уютной атмосферы загородного дома. В нем сельская простота выражается гармонией с природой и особым комфортным настроением.

Винтаж — это просто стилизация под старину без уклона в деревенские мотивы. И если прованс достаточно трудно воссоздать в условиях городской квартиры, то воссоздать стиль винтаж здесь гораздо легче.





РЕНЕССАНС



Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр.Renaissance, итал.Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи начало XIV— последняя четверть XVI веков. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение»— так и появился термин.

Интерьеры дворцов поражали монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. Гостиные и спальни знати обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. Пол, стены и дверные рамы облицованы мрамором; бревенчатый или кессонный потолок обшивался деревом.

Ренессансную мебель характеризуют четкая форма, ясное построение и многочисленные архитектурные элементы. Корпусная мебель решается как архитектурное сооружение, как миниатюрное палаццо с колоннами, пилястрами, карнизами, фронтонами.


     
Ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов. Широко используются различной формы колонны, пилястры, лист аканта, мотив канделябра, купидоны; вводятся в обиход гротески, развитые на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях; широко употреблялись арабески, плетенки, картуши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны и т.д.

После кровати второй по важности предмет обстановки — сундук-кассоне (с резьбой, инкрустацией и росписью). Встречаются два типа столов: прямоугольной формы с толстой столешницей на двух массивных устоях и центральный, или одноопорный, со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Особенной декоративностью славилась венецианская мебель: сундуки, шкафы украшались росписью, стукко, позолотой.

Основные материалы: черное и белое дерево (дуб, орех, экзотичные породы), слоновая кость, камень, мрамор, песчаник.

Цветовая гамма: мягкие и светлые, темные и мрачные, звонкие и насыщенные; холодные оттенки белого цвета и пастельные гаммы.




РОМАНТИЗМ



Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв.
Романтизм считается характерным для поэтических натур. Этому стилю характерны: утонченность, элегантность, пластика линий. Романтизм это легкий, изысканный стиль. В интерьере прекрасно сочетаются: ковка, арочные формы проемов, цветы в красивых вазонах, скульптуры, стекло, цветы, легкие ткани… Мебель обтянутая шелковой тканью,  шелковые подушки.  В современной архитектуре романтизм это обращение, скорее, к фольклорным и природным формам декора - дикий камень, ковка, готические формы проёмов.

Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства.

Для интерьеров в стиле романтизм характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.

Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров.

     
Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, – декоративность отходит на второй план.

Основные критерии мебели этого стиля - прочность, добротность и удобство. Отличительные признаки мебели бидермейера - плавно изогнутые спинки и подлокотники кресел, диванов, стульев, гнутые и точёные ножки столов и секретеров.

Никогда раньше мебель не была столь "мебельной" по характеру, то есть свободной от архитектурных излишеств и чужеродного декора. Простота мебельных форм компенсировалась яркой расцветкой обивок и функциональной практичностью мебельных конструкций.

Исчезла распространённая в XVIII в. мебель, состоявшая из многих частей, которые можно было сочетать или использовать по отдельности. Исчезли совсем недавно широко распространённые балдахины для кроватей.

Обстановку жилища дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо и непременные, модные в то время, небольшие клавесины (спинеты).  Появились гарнитуры из широких диванов и соф, дополненные стульями и столами. Для обивки сидений и спинок кресел вместо принятого в эпоху ампира шёлка применяли более простые ткани, например, ситец с цветочным рисунком, или однотонный или в полоску репс. В качестве настилочного элемента использовали конский волос.



РОКОКО



Рококо́ (фр.rococo, от фр.rocaille— декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо)— стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьера), возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. «Изящный» — ключевое слово данной эпохи. Именно тогда наблюдается уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма. Не случайно именно в эту эпоху приходит мода на «китайщину» или шинуазри (chinoiserie).

В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо.  Хотя этот стиль называют «стилем Людовика XV», но, в отличие, от барокко он не был чисто придворным искусством. Большинство построек рококо — это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров.

В колорите преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания — белое  с голубым, зелёным или розовым и непременное золото.


     
В светских домах мебель стала расставляться определёнными группками (обычно — стол, диван и несколько стульев). Резьбу по дереву в мебели заменяют бронзовые накладки. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывалась цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой.

Секретеры и комоды с двумя ящиками (commode по франц. — «удобный») — основной вид корпусной мебели в то время.

Главный же мотив комнаты рококо — безусловно камин: невысокий, покрытый мраморной плитой и заставленный канделябрами, часами, фарфоровыми «безделушками» и прочими украшениями. Над ним обычно вешалось зеркало в роскошной раме. В мебели для сидения также рождаются новые формы: канапе (диван в форме нескольких соединённых кресел), шезлонг, бертер (глубокое кресло). Говоря о мебели для сиденья вообще и эпохи рококо в частности, нельзя не упомянуть имя Томаса Чиппендейла (1718-1779). Стиль произведений Чиппендейла представляет собой своеобразное сочетание французского рококо с формальными элементами английской мебели первой трети XVIII века, с готическими и китайскими мотивами. В 1754 году Томас Чиппендейл издал альбом образцов своей мебели, оказавший большое влияние на мебельное искусство не только Англии, но и континентальной Европы. Чиппендейл использовал до блеска отполированное красное дерево, прихотливо изгибая спинки и ножки в виде звериных лап. Формы спинок отличаются большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадываются выразительные силуэты скрипки или высокой стройной вазы; с неисчерпаемой выдумкой варьируются ленточные орнаменты, трельяжи, орнаменты, образованные комбинацией С-образных элементов, и др. В отличие от французских мастеров рококо, мебель Чиппендейла очень целесообразна и практична. Кресло, в современном понимании этой мебельной формы, получает почти полную степень завершенности именно в этот период, в середине XVIII столетия.


РОМАНСКИЙ СТИЛЬ




Романский стиль (от лат. Romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XXII веках (в ряде мест — и в XIIIв.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XIXII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

     
Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна.

В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.














ФЬЮЖН



Фьюжн в начале ХХI века в жилом интерьере господствует фьюжн — стилевой микс. В моде винтаж, вещицы под ретро, восточные, средиземноморские мотивы, но одно обязательное условие: декор должен отражать вкус и индивидуальность хозяев. В соответствии с тенденциями современного оформления дома или квартиры восточные аксессуары можно и нужно органично и грамотно вписать в европейский классический интерьер. Оригинальные дополнения способны создать более яркую атмосферу, чем дорогостоящая мебель. Совмещение несовместимого: венского стула, лампы от Филиппа Старка, ванной в стиле хай-тек и ампирных дверей. Вся эта эклектика и называется «фьюжн».

Стиль этот нынче в моде, потому что в нашем мире вне пространств и правил гораздо труднее соблюдать единство стиля в дизайне, чем поместить на тонконогий французский столик африканскую керамическую вазу, привезённую из путешествия. И глаз радуется, и оправдание есть: фьюжн.

     
Стиль современной жизни вашего интерьера — фьюжн (смешение всего со всем), возник как результат пересечения разных культур, традиций, времен и даже технологий. Искусствоведы говорят, что предыстория возникновения этого стиля, скорее всего, берет начало в 90-х годах прошлого века, когда в уставшую от авангарда и постоянных интерьерных табу Европу хлынули потоки экзотических вещей с Востока, Африки и Латинской Америки. В модных домах Италии, Франции и Германии рядом со стеклянно-металлическими столиками и полками появились роскошные ковры из шкур «леопардов» и «зебр».

Сегодня можно и нужно смешивать классическую и современную мебель, вещи старые и новые, дорогие и не очень и добавлять объекты решительно ни к чему не подходящие, но любимые.





ХАЙ-ТЕК



Хай-тек (англ.hi-tech, от high technology— высокие технологии)— стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане— Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано. Стиль возник из дизайна промышленных помещений, где все элементы обстановки подчиняются функциональному назначению. Элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение, где получили дальнейшее развитие: вышла смесь высоких технологий и конструктивизма. В интерьере, где большинство элементов инженерного оборудования открыты, декором становятся конструктивные узлы, крепеж, всевозможные сочленения и заклепки, обилие стеклянных и металлических деталей. Применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям, металлические каркасы и технические коммуникации. Трубы, арматура, воздуховоды, лифты, перемычки, балки, фермы, кабели - нарочито выставляются напоказ.  В архитектуре и интерьере хай-тек выражается преимущественно в стекло-металлических конструкциях и преимущественно монохромной гамме, активном использовании технических новинок, упор на функциональность, отсутствие декора, геометричность. В качестве отделочных материалов используются металл, стекло, пластик, натуральный и искусственный камень.

Для отделки стен, как правило, применяются краска, жидкие обои, можно также оставить кирпичную кладку или бетонные стены. Стены обязательно должны быть однотонные, светлые и гладкие. Балки, трубы, колонны, арматура и любые другие детали инженерных конструкций могут стать интересными элементами интерьера.

     
Наиболее подходящим материалом для пола является натуральный камень, керамическая плитка, ковровое покрытие.  Перегородки и двери в помещении должны быть стеклянными.

Хай-тек как стиль технологичный, не приветствует применение штор. если существует необходимость отделиться от внешнего мира, то это желательно сделать при помощи жалюзи (вертикальных или горизонтальных), японских штор, рольштор или неярких однотонных штор из неплотной блестящей ткани. Основные цвета, используемые в стиле хай-тек, – это белый, черный и серый. Кроме того, в интерьере допускается присутствие чистых оттенков желтого, красного, синего и зеленого.

В  текстиле предпочтительно нейлон, капрон и другие синтетические ткани. Желательно, чтобы ткань, как и другие поверхности (пол, стены, мебель), была гладкой и блестящей.

Функциональность, удобство, практичность, легкость конструкций, простота и четкость форм – это те качества, которыми должна обладать мебель в интерьере хай-тек. Ее должно быть немного, кроме того, находкой станет мебель на колесиках или мебель-трансформер.  Мебель для хай-тек производят из блестящего металла, стекла, пластика.
Светильники обязательно простой формы, выполненные из металла и прозрачного, цветного или молочного стекла. Света в интерьере должно быть много. Кроме того, он может иметь зеленоватый или голубоватый оттенок.

Хай-тек – стиль рациональный и строгий, поэтому не терпит никаких излишеств.





ЭКЛЕКТИКА



Экле́ктика, также эклекти́зм (греч. εκλεκτός, «избранный, отборный», от греч. εκλέγω, «выбирать, отбирать, избирать») — смешение, соединение разнородных стилей. Эклектика— направление в архитектуре, доминировавшее в Европе 1830-е — 1890-е годы. Эклектика, это своеобразный стиль, который является симбиозом нескольких направлений. Чаще всего смешиваются близкие друг к другу исторические стили, например классицизм и ампир, барокко и модерн, и в результате получаются композиции, где вещи в интерьере гармонично сочетаются, не противореча друг другу.
Но иногда смешение стилей носит характер рискованного эксперимента, где элементы разных стилей намеренно противопоставляются, «сталкиваясь» друг с другом.
     
И неожиданно смешение в необычайных пропорциях элементов, принадлежащих к разным эпохам и течениям в искусстве, становится единым целым, части которого входят в удивительную гармонию, создавая совершенно неповторимый, яркий и индивидуальный стиль.

В плане дизайна в стиле эклектика звучит, как способ выражения себя, когда невозможно выбрать какой-то один определенный стиль. Стиль эклектика в интерьере отлично подходит для путешественников, привозящих домой предметы других культур, а также коллекционерам, размещающих дома предметы мастеров разных стилей и эпох.

Для эклектики свойствен контраст цветов и материалов, в меру антиквариата, смелые дизайнерские решения в планировке и декоре.











ЭТНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ



Этнические стили – египетский, китайский, японский, индийский, марокканский, африканский и др.

Зачастую понятие «этнический стиль» ассоциируется с экзотикой. Многие ошибочно считают, что сюда можно отнести лишь африканские статуэтки, японские ширмы или узбекские сюзане (крупные настенные вышитые панно). Однако подобное мнение ошибочно. Этнический стиль в интерьере подразумевает создание обстановки с использованием национального колорита, характерного для традиций того или иного народа, той или иной культуры. Поэтому, скажем, средиземноморский дизайн с его сочными красками, обилием смальты и керамики, блестящими золочеными аксессуарами и ткаными драпировками в той же мере можно назвать этническим, что и японский минимализм или скандинавскую естественность, немецкий прагматизм или индийскую «сказку».

     
Если в антураже дома преобладают, например, гжельские поделки, подкрепленные соответствующим цветовым решением всего интерьера, то данный вариант тоже называют этническим. Даже водруженная в гостиной старинная прялка придает квартире «народное звучание».  Этнический стиль больше похож на легкую стилизацию особенностей традиционного жилища того или иного народа. Такой интерьер формируют исключительно декораторскими приемами с помощью ярких аксессуаров. Чаще всего он совсем не требует полной переделки стен, пола и потолка.

 Любые этно-атрибуты придают всему интерьеру ярко выраженный национальный характер, отсылая нас к вековым народным традициям. При этом мы как бы попадаем не только в другую страну, но нередко и в иную эпоху. Не мудрено, что корифеи этого направления именуют его не иначе как «вперед в прошлое».





ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ



Самый востребованный в России этнический стиль – японский, с его безупречными цветовыми сочетаниями и лаконичными формами. Это декоративный стиль минимализма, в котором отказ от лишней мебели и избыточного декора является основополагающим принципом при формировании интерьера, ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно. В японском стиле используется сочетание светлых тонов: белый, кремовый, оттенки бежевого, молочный. Японская мебель, поверхность которой гладкая, не фактурная, представлена в светлых цветах и изготавливается из бамбука. Ткани тоже кремовые и белые, в основном из натурального хлопка и шелка. В японских домах место для отдыха располагается в центре комнаты. Особенность японского жилья – иероглифы, которыми украшены практически все элементы дома, от мебели для прихожей до шкафов-купе на заказ для гостиных.

Характерная черта «японского» интерьера – свободное пространство, поэтому межкомнатные стены лучше заменить традиционными японскими перегородками или раздвижными дверями. Если есть возможность, сделайте окно от пола до потолка – хорошо, если у рам будет такой же графический рисунок, как у перегородок. На пол бросьте коврики из сизаля или циновки. Выбирая мебель, ищите предметы из темного дерева, вроде венге и обязательно с гладкой поверхностью. Если же непременно хочется иметь светлую мебель, то остановитесь на породах дерева без ярко выраженного рисунка – например, на лиственнице. А вот оттенков шоколада или красного дерева нужно избегать. Для спальни отлично подойдет низкая кровать, у которой матрас меньше подиума, такие есть у многих производителей. Для освещения используйте светильники с абажурами из бумаги или шелка – они дают мягкий рассеянный свет. Главное, не увлекайтесь деталями: на стену повесьте кимоно, а в вазу поставьте один цветок – для японского интерьера этого более чем достаточно. Интерьер в японском стиле – это прежде всего максимум открытого пространства, которое по возможности ограничивают лишь необходимые конструктивные элементы, такие как стены, пол, потолок, в иных случаях – опорные столбы или перегородки. Частный коттедж – идеальное место для воплощения стилизаций японского дома: площадь, как правило, позволяет. К тому же есть и еще одна причина, по которой японская эстетика пользуется популярностью именно у владельцев загородной недвижимости.

 Как известно, в японском доме традиционным продолжением интерьера всегда был и остается пейзаж. Эту особенность национального жилища как нельзя более уместно будет воплотить как раз в условиях собственного коттеджа, сделав, например, одну из стен в зимний сад или на террасу раздвижной, подарив себе возможность любоваться прелестями ландшафта.  Кстати, о раздвижных конструкциях. У японцев внутреннее пространство дома отличается отсутствием стационарных стен; оно разделяется передвижными перегородками или ширмами, текстильными или бумажными занавесями.

     
Легкие и мобильные перегородки, как правило, имеют каркас из дерева, в который вставлены квадраты из матового стекла или рисовой бумаги. Японцы называют их «седзи».

Сегодняшнее увлечение европейцев традициями и культурой этой страны вполне подготовило западный менталитет к восприятию восточной эстетики. Поэтому зачастую в европейском интерьере пространство разделяется на функциональные зоны именно при помощи таких перегородок.  Не стоит схематично и машинально переносить все особенности восточного интерьера в условия нашей действительности. Чтобы передать атмосферу восточного дома, вполне достаточно выбрать из него всего лишь некоторые характерные и наиболее приемлемые для себя особенности. И воплотить их со вкусом и чувством меры.

Японский стиль дизайна интерьера характеризует также минимальное наполнение пространства. Предметная среда восточного интерьера с поправкой на комфортное существование в нем нашего соотечественника формируется чаще всего функциональной мебелью. Ведь, как ни старайся, научиться пользоваться татами вместо привычной кровати и напольными подушками вместо кресел – дело отнюдь не пяти минут. К тому же, согласитесь, лежать или сидеть практически на полу иногда бывает попросту холодно. Поэтому, не перегибая палку и сохраняя эстетику восточного стиля, оптимально будет обзавестись, скажем, невысоким широким диваном со столиком к нему, деревянной тумбой или этажеркой, кроватью (все-таки!) и, конечно, всевозможными шкафами с раздвижными дверями.  Главное условие – мебель должна быть выполнена из природных материалов. Не стоит особенно увлекаться и декорированием пространства. Вспомним, что характерной чертой японского интерьера остается минимализм, который проявляется в простоте и элегантности деталей.

Как правило, большую роль играет текстиль. Приветствуются не только занавеси и матерчатые ширмы, но также всевозможные ковры и циновки. Эту национальную особенность сегодня с успехом позаимствовали западные производители, создав целую индустрию тканей и настенных покрытий в восточном стиле. Характерными мотивами считаются иероглифы, изображение листьев или цветов; кроме того, в качестве компонентов покрытий, предназначенных для декорирования, все чаще выступают соломка, рафия, джут, сизаль, бамбук и другие растительные материалы.  В наш стремительный век, когда мы ежедневно испытываем информационные и событийные перегрузки, так хочется, придя домой, отрешиться от суеты и обрести долгожданный покой, погрузившись в атмосферу уюта и тепла. Скорее всего, именно поэтому мы так тяготеем к интерьерам, минимально насыщенным декоративно. Уставшему за день сознанию просто необходима обстановка, в которой можно предаться медитации, а глазу нужно отдохнуть от пестрого разнообразия окружающего мира.









Комментариев нет:

Отправить комментарий